вівторок, лютого 11, 2014

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА- ПОДВОДНИКА капитана 1 ранга в отставке, научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории учебного Центра ВМФ Шоту Данелия

03-04.68 – на К-172  в автономке произошло загрязнение отсе­ков металлической ртутью. Это привело к массовому отравле­нию парами ртути 126 членов экипажа из 132. Источник по­ступления, место и время разлива ртути установить не уда­лось, но первые пострадавшие появились на 11 сутки плава­ния. Наибольшее содержание ртути было в III, VIII и X отсе­ках. ПЛ досрочно вернулась с БС. 
Автор блога


РТУТЬ НА БОРТУ
Эта история произошла практически ровно 40 лет тому назад – в марте 1968 года АПЛ К-172 отправилась в море со специальным заданием. Экипаж составляли 137 человек, плюс флагмех дивизии капитан 1 ранга Анатолий Котяш, командир капитан 2 ранга Николай Шашков, командир БЧ-5 А Шота Данелия - капитан 3 ранга.
По официальной версии, в третьем отсеке, хранилась колба со ртутью – 18 кг. Вот эту колбу, по халатности нарушив правила обращения с высокотоксичными веществами, и разбили в каюте химика перед выходом на боевую службу. Пытаясь скрыть неприятный факт от командира, химик и врач приказали провести приборку. Жидкую ртуть собирали ветошью, метелками, совками и сбрасывали в умывальник. Понятно, что такой “приборкой” ее лишь еще больше растерли по каюте и создали самые благоприятные условия для испарения. Врач и химик молчали, словно воды в рот набрав, а корабельная вентиляция тем временем разносила пары ртути по всему кораблю, по каждому из его десяти отсеков.

Однако непосредственный участник тех событий Шота Данелия утверждает, что никакой колбы на борту не было. Ртуть в подводной лодке есть в некоторых приборах, но ее количество незначительно, а самый «ртутный» прибор находится все время за бортом лодки. Так что на вопрос «Откуда взялась ртуть?», Шота Ермолаевич разводит руками и вспоминает, что история эта происходило во время Арабо-Израильско конфликта. СССР тогда негласно поддерживало арабов. Поэтому экипажу К-172 была поставлена боевая задача – уничтожить Израиль. Для этого на борту подлодки были 8 крылатых ракет "П-6" с ядерными боеголовками.
Ну, а разведка противоположной, израильской стороны, разумеется, тоже не дремала... Может быть, ртуть появилась именно вследствие этого. На своей версии бывший командир БЧ-5 не настаивает, но мне думается, что в тесной компании подводников трудно было бы скрыть факт разлития смертельного количества ртути. Да и врач с химиком – не самоубийцы же они были…
Так или иначе, но в этом специальном походе, со специальным заданием, о котором в стране знали лишь единицы, от тяжелого ртутного отравления страдал весь экипаж:
- Ощущения были жуткие, - вспоминает Шота Данелия. – Сильнейшая тошнота, неукротимая рвота каждые 5 минут, жуткие боли в животе. Люди не могли есть, худели, слабели, не могли стоять вахту. Пришлось нести все вахты Николаю Шашкову, как командиру лодки и мне, как командиру БЧ-5. А что было делать? Выхода у нас не было. Мы все похудели килограммов на 20 каждый! Нас держало только лишь чувство ответственности. А у многих моряков начались галлюцинации…
Представляете себе?! Галлюцинирующий экипаж рядом с ракетами с ядерными боеголовками… По идее, экипаж тогда надо было сразу же снимать с задания и отправлять домой. Но поскольку обстановка в регионе становилась все более угрожающей, Главком ВМФ спросил, могут ли они продержаться еще несколько недель на месте. Последовал ответ: могут.
- Вернуться с моря, не выполнив боевого задания – это позор, который может искупить лишь пуля в собственный лоб!!! – восклицает Шота Ермолаевич, даже сейчас горячо переживая те давние события!

НЕ ТОТ ГЕРОЙ, У КОГО «ЗВЕЗДА»
В ртутных парах экипаж прожил не дни, не неделю, а 2 месяца! Никто не знал точно – что случилось на лодке. Думали на что угодно, но только не на утечку ртути. Подозревали даже лучевую болезнь – симптомы похожие.
АПЛ К-172 прибыла на место, заняла боевую позицию, но выполнять задачу не пришлось, поскольку команды выпустить ракеты так и не последовало – что-то там поменялось в политической ситуации…
- Если бы мы выпустили эти ракеты, то ни от Израиля, ни от Ливана не осталось бы ничего! – комментирует Шота Данелия. – Да и наша подлодка вряд ли бы выжила. Ведь в те времена крылатые ракеты не могли стартовать из-под воды. Лодка должна была всплыть, чтобы их выпустить. А тех нескольких минут, пока ракеты наводились на цель, вполне бы хватило противнику, чтобы нас уничтожить. И весь экипаж знал об этом с самого начала. Вы спросите сейчас: «Было ли страшно?». Нет, опять не было. И не потому, что я такой уж смельчак. Просто я выбрал такую профессию. Да, она опасная, но я знал об этом заранее. И если бы не хотел этой опасности, то мог бы пристроиться где-нибудь в штабе, на берегу. Но раз уж я пошел в море, то бояться уже просто глупо.
Возвращаясь обратно, с К-172 эвакуировали самых тяжело больных членов экипажа.
– На них было страшно смотреть – такие они были худые и бледные, особенно по сравнению с «надводными» моряками – загорелыми здоровяками, просмоленными всеми морскими ветрами! – вспоминает Шота Ермолаевич. - А у нас к концу похода уже воспалились десны, выпали зубы и опухла гортань так что было трудно дышать…Я мог бы сказать, что после этого случая всю свою жизнь я жил «стиснув зубы», если бы не потерял свои зубы в том походе…
За этот поход Шота Данелия был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, а позже – Героя РФ. Но так и не получил это звание официально…Что-то там «не срослось» в высших сферах, кто-то не подписал указ – из-за забывчивости или оттого, что поменялась политическая ситуация… Шота Данелия не в обиде на генералов:
- Мне «герой» не нужен, особенно сейчас, когда мне уже 73 года. Обидно лишь за то, что за правонарушением всегда следует наказание, а вот награда за подвиг далеко не всегда находит своего героя, потому, что стать героем можно лишь тогда, когда кто-то там «наверху» решит: «Да, он – герой», и поставит свою подпись…
Шота Ермолаевич уверен, что не звезда на кителе делает человека героем:
- Знаете, я видел этот ежедневный, «бытовой» героизм, когда люди даже умирая, стараются не уронить своего достоинства! Их волнует то, как они выглядят в глазах своих товарищей, потому что они – команда! И поэтому они шутят над своим положением, хотя юмор этот подчас бывает черным.

НЕ ПОТЕРЯТЬ ЛИЦА!
Был и еще случай в жизни подводника Данелии, когда он находился на волосок от смерти. В 1970 его подлодка столкнулась с английской лодкой на глубине 180 м. Тогда тоже были погибшие и раненые. И сам Шота Ермолаевич получил тяжелую травму позвоночника, в результате которой он - молодой мужчина, не достигший еще 40-ка лет, спортсмен, частично был лишен подвижности - ни нагнуться, ни повернуться.
- Мне неоднократно после этого предлагали списаться на берег, но я продолжал плавать до тех пор, пока меня не списали, можно сказать, насильно! – улыбается Данелия.
Так в 1972 году Шота Данелия попал в Обнинский Центр подготовки боевых сил ВМФ, где он работал сперва простым преподавателем, потом начальником отдела. А потом его, как профессионала и знатока своего дела отправили создавать аналогичный Центр на Дальнем Востоке.
- Система подготовки экипажа очень сложна, -  считает Данелия. -  Это как в симфоническом оркестре, где надо научить сначала каждого музыканта играть его личную партию, а потом свести все воедино, что невозможно без дирижера. Так и экипаж - надо подготовить каждого в отдельности, а потом всех вместе. Тогда это будет крепкая команда.
О каждом из обнинских подводников, работающих в Центре подготовки можно написать книгу, или статью. Все эти люди – профессионалы высшей пробы с громадным опытом! И к счастью, этот опыт востребован.
Но в нашей стране жизнь у военных нелегка, даже у таких легендарных. Шота Данелия, который 20 лет возглавляет Обнинский Совет ветеранов-подводников знает не понаслышке о том, как судятся военные пенсионеры со своим же ведомством за прибавки к пенсии - за то, чтобы учли и «северный» коэффициент, и то, что служили на атомных подлодках. Много чего надо доказать «паркетным» генералам, чтобы получить пенсию, на которую можно было бы жить.
И с жильем есть проблемы у военных, в том числе и у самого Данелии. Но офицеры не унывают, потому что подводник должен быть всегда подтянут, бодр и ни при каких обстоятельствах не должен «терять лица»! Такие уж это люди. 

 

Немає коментарів: